avkost1955: (Default)
[personal profile] avkost1955
     Произошла у нас недавно одна занятная ситуация, дающая повод поразмыслить о шутках, которые шутит с нами аппарат зрительного восприятия. Впрочем, по-порядку.
     Появились у нас в продаже новые светодиодные светильники, довольно симпатичные, весьма удобные для освещения рабочего стола, на кухне. Выполнены в трех вариантах длины и двух вариантах цветности: тепло-белый и натурально-белый.  
Светодиодный светильник для рабочего стола. TL-TCW.
     Заходит на днях покупатель и просит показать эти светильники. Включаю рядом два светильника с разными оттенками,   так ему понравился теплый цвет, что он сразу покупает два метровых светильника и довольный уходит. Через пару дней звонок: расстроенный покупатель сообщает, что мы, видимо, ошиблись, так как приобретенные им светильники оказались совсем не тепло-белыми, а вовсе даже холодными. Ну что же, приглашаю приехать и посмотреть еще раз. Приезжает, включаем, и вновь светильник имеет приятный желтоватый тепло-белый оттенок. (Невольно вспоминается эпизод из старого советского фильма "Начальник Чукотки", когда хитрый американец раструбы от граммофонов продавал). Но если серьезно, оказывается, что восприятие цвета настолько сильно завит от окружающей обстановки, что возможны вот такие парадоксы.
     Ситуация разрешилась благополучно, покупатель приобрел еще два светильника и больше у него вопросов не возникало. Но желание разобраться осталось, и вот в чем здесь может быть дело.
 

  Сам часто замечал, что, если включить тепло-белую энергосберегающую лампу и некоторое время на нее смотреть, то сначала лампа воспринимается как желтоватая, потом постепенно белеет, настолько, что начинаешь сомневаться, а действительно ли это теплая лампа?  В мозгу как бы происходит перенастройка баланса белого, под воздействием излучения самой лампы баланс смещается в область более низких  цветовых температур ( см. предыдущий пост) , в результате чего сама лампа воспринимается белой. Впрочем, почему как бы? Если современные фотоаппараты умеют автоматически корректировать баланс белого,то естественно предположить, что и зрительный аппарат человека должен это делать и, думаю, не хуже.
     Сетчатка глаза содержит два вида рецепторов: палочки, обладающие высокой чувствительностью, и колбочки, которых, в свою очередь, есть три вида (реагирующие преимущественно на красную, синюю и зеленую части светового потока),  и обеспечивающие восприятие цветов. Об этом уже было написано в одном из старых постов. Интересно, что колбочки присутствуют не только в той области сетчатки, на которой хрусталик строит изображение, но и на далекой периферии глазного дна, где уже нет никакого изображения. Что же воспринимают эти клетки? Видимо свет, рассеянный при прохождении через стекловидное тело,от хрусталика к сетчатке. Естественно предположить, что этот свет и используется глазом (мозгом) в качестве эталона для установки баланса белого. Подробнее можно почитать в книге В.Е. Демидова. "Как мы видим то, что видим". Основываясь на таком предположении, попробуем объяснить парадокс с восприятием цвета светильника, описанный в начале поста. А для иллюстрации воспользуемся фотографией двух светильников, открытой в RAW-конверторе.
     Итак, торговый зал и стенд освещен преимущественно холодными люминесцентными лампами с цветовой температурой 6500 К. Естественно предположить,   что в этом случае  наши с покупателем зрительные анализаторы настроены на баланс белого, соответствующий источнику с этой цветовой температурой. Значит включив светильники, мы должны увидеть примерно такую картину.
 
Могу подтвердить, именно это мы и видели. Сверху светильник тепло-белый, ниже, соответственно, натурально-белый.
     Теперь представим, что увидел покупатель уже находясь дома. Это, конечно, зависит от того, когда он его включил, то есть от того, какой в это время был преимущественный свет в помещении. Если предположить, что дело было вечером и основной свет шел от ламп накаливания, то зрительный анализатор должен был быть настроен на цветовую температуру 2700 К. И в этом случае вид должен быть такой.

     Верхний светильник уже не воспринимается теплым, ведь его реальная цветовая температура примерно 3500 К. Так что разочарование покупателя вполне понятно. 

Отсюда вывод: выбирая цветность светильников при покупке, следует делать поправку на световое окружение, при котором вы будете этими светильниками пользоваться. В утешение покупателю могу добавить: цвет продуктов на рабочем столе, которые будет готовить хозяйка во втором случае будет гораздо естественней.



From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.
Page generated Jul. 24th, 2017 02:49 am
Powered by Dreamwidth Studios